Доклад профессора факультета гуманитарных и социальных наук Университета Мармара (г. Стамбул, Турецкая республика) Фехми Йылмаза «Черноморская торговля между Стамбулом и Россией (1782-1783)» будет заслушан и обсужден в рамках семинара «Россия в Новое время (XVIII – начало ХХ вв.): государство и общество».
Ведущий заседания: д.и.н. С. К. Лебедев.
Заседание состоится в четверг 25 мая 2023 г. в 17.00, в Санкт-Петербургском институте истории РАН (ул. Петрозаводская, д. 7, актовый зал), в смешанном режиме очного присутствия и онлайн-конференции, доступ к которой можно получить по адресу: pavilyn1970@gmail.com
Тезисы доклада.
Черноморская торговля между Стамбулом и Россией (1782-1783)
Фехми Йылмаз
Турки завоевали Стамбул в 1453 г. После этого Трабзон в 1461 и Крым в 1457, а в 1484 г. они присоединили к своим землям Молдавию, таким образом для османов Чёрное море приобрело характер внутреннего озера. Когда Стамбул был завоёван, его население оценивалось приблизительно в 25.000 человек.
За практически столетний период Стамбул стал самой густонаселённой столицей Европы с население в 500.000 человек. Рост населения Стамбула выявило самую серьёзную проблему. И проблема эта – обеспечение горожан съестными припасами. Ведь до Промышленной революции нарушение баланса, даже на короткий срок, между производством и потреблением или же между спросом и предложением могло приводить к значительным политическим и социальным недовольствам и даже восстаниям.
Чтобы не провоцировать подобные беспорядки, необходимо было наводнить рынок изобилием дешёвых и качественных товаров. Поэтому главным экономическим принципом османских управленцев было разрешение беспрепятственного импорта и запрет на экспорт. А начиная с 1530-х гг. Европейским государствам было предоставлено право торговли и низкие налоги. Т.е. им были предоставлены капитуляции. Экспорт был разрешён только тех товаров, у которых на внутреннем рынке наблюдался излишек.
Когда население Стамбула достигло полмиллиона, для обеспечения контроля над Черноморским регионом в средине XVI века Османская администрация закрыла Чёрное море для иностранного судоходства. Здесь следует отметить, что запрет действовал лишь для иностранных кораблей, но не распространялся на иностранных купцов. Иностранным купцам было позволена торговать, используя Османские корабли или сухопутные пути.
После заключения Белградского мирного договора в 1739 г. россияне получили возможность торговли в Чёрном море в рамках определённых правил. И российские торговцы до русско-турецкой войны 1768 г. пользовались этим правом. Согласно источникам, во время Белградского договора и в межвоенный период 380 кораблей под флагом России перевозили свободно экспортируемые товары по Чёрному морю в основном в порты Таганрога и Ози (Очакова) (Bostan 1995: 362).
После начавшейся в 1768 году войны и подписанного в 1774 г. Кючук-Кайнарджийского мира российские купцы получили возможность свободно торговать в Черноморье и Средиземноморье как морскими путями, так и сухопутными. Как и французские или английские, российские торговцы после оплаты таможенной пошлины Османской империи получили право привозить свои товары в любой порт и в любой таможенный пункт (Sarı ve Turan 2019: 371). После Кючук-Кайнарджи российские и османские государственники собрались в 1779 г. в Айналы Каваке, чтобы обсудить вопрос Крыма. Согласно шестому пункту подписанной в результате дискуссий Конвенции, к торговым пунктам, указанным ранее в КючукКайнарджийском мире, добавилось ещё два. По первому из них, османским гражданам запрещалось работать на российских торговых суднах. По второму, российские торговые судна могли иметь такой же тоннаж, как французские и английские корабли, с которыми они конкурировали (Sarı ve Turan 2019: 372).
С заключением Кючук-Кайнарджийского мира Османы потеряли контроль над Черноморским регионом, а россияне очень быстро заявили о своём в нём присутствии. Чёрное море стало областью, в которой постепенно разрастались новые российские экспортные порты и города. В 1774-1887 гг. в Чёрном море ходило 444 российских торговых судна (Bostan 1995: 369).
Вместе с присоединением Крыма к территории России в 1783 г. между Россией и Османской империей было подписано торговое соглашение. В этом соглашении, помимо всех торговых прав, закреплённых в предыдущих договорах, целью России было получить от Османской империи для своих купцов привилегии, схожие с капитуляциями.
После длительных переговоров между двумя государствами было заключено подробное торговое соглашение, состоящее из 81 статьи. Торговое соглашение 1783 г. предоставляло россиянам право свободной торговли в Османской империи. Первые 47 статей соглашения повторяют торговое соглашение с Францией, подписанное в 1740 г. Этот договор был огромной торговой победой России (Kuzucu 2016: 70-79).
В этом соглашении российские торговцы сохранили за собой право торговли в Черноморье и Средиземноморье, а сверх этого добились права платить всего лишь трёхпроцентную пошлину на импорт, как французы и англичане, и приобретённые в Османской империи товары экспортировать в любую третью страну. Также Османская империя обещала оказывать помощь российским судам, потерпевшим крушение на её торговых путях (Sarı ve Turan 2019: 372-374).
Таким образом Россия добилась для своих купцов права свободной торговли на территории Османской империи, в частности, на Чёрном море (Bostan 1995: 359-360). Французским и английским торговцам для получения таких же прав придётся ещё немного подождать.
В Ясском мирном договоре и Бухарестском мирном договоре – соглашениях, подписанных после русско-турецких войн 1787-1791 и 1806-1812 гг., в пунктах о торговле не было произведено никаких изменений.
Но в результате поддержки Россией греческого восстания в 1821-1823 гг. проливы были закрыты для российских кораблей. В Аккерманской конвенции 1826 г. и Адрианопольском мирном договоре, подписанном после войны 1828-1829 гг., российские купцы сохранили за собой все торговые права (Fidan 2006: 84-85).
В то же время Адрианопольский мир был договором, который обеспечивал право свободной торговли в Чёрном море и другим государствам. Так что западные конкуренты россиян тоже могли торговать в Черноморье своими экспортными товарами, как пожелают (Sarı ve Turan 2006: 80-81).
Когда в 1833 г. в Египте Кавалалы Мехмет Али-паша восстал против Османского правления, Османы побоялись его продвижения вглубь Анатолии и подписали в россиянами Ункяр-Искелесийский договор. Но из-за протестов Франции и Англии договор не вступил в силу. В 1838 г. между Англией и Османской империей был подписан Балта-Лиманский торговый договор. Но в 1842 г. вступили в силу новые таможенные пошлины, и благодаря им россияне получили больше преференций, чем купцы других государств, торгующих в Османской империи (Fidan 2006: 84-85).
Западные страны не хотели, чтобы россияне имели преференции в Османских водах, поэтому стали давить на Османскую империю, чтобы та заключила с Россией новый торговый договор на базе Балта-Лиманского. В 1846 г. было подписано соглашение, уравнивающие налоговые сборы для российских купцов с налогами для торговцев из других стран. Но срок соглашения истёк в 1854 г. В это время в разгаре была Крымская война. Поэтому для нового соглашения россиянам пришлось ждать 1862 г. (Fidan 2006: 86).
Россияне обеспечили своим купцам широкие права на торговлю в Черноморье, но Крымская война стала причиной потери некоторых из этих прав. В результате войны Османы подписали торговые соглашения с англичанами и французами, а с россиянами они сядут за стол переговоров только в 1862 г. (Sarı ve Turan 2019: 376).
Соглашение состояло всего из 21 статьи, так что потери россиян были невелики. Российские купцы могли совершать импорт-экспорт любого сельскохозяйственного сырья и товаров, кроме оружия и боеприпасов, оплачивая такую же пошлину, как и османские подданные (Sarı ve Turan 2019: 378). Соглашение 1862 г. основывалось на логике свободной торговли, аналогично соглашениям с Европейскими государствами. Российским купцам запрещалось перевозить и торговать только солью, табаком, оружием и боеприпасами. Соглашение 1862 г. на бумаге декларировало углубление торгового сотрудничества между двумя государствами, но в реальности, столкнувшись с проблемами в реализации, задуманное не осуществилось. Период подписания соглашения считается началом финансового кризиса, с которым Османская империя будет сражаться многие годы и который был спровоцирован Крымской войной. Османская империя хотела поднять налог на импорт с 5% до 8%, чтобы увеличить прибыль, но убедить Европейские страны, которым она была должна, будет непросто (Коптевский 2003: 27-28).
В таких условиях Османы в 1882 г. пригласили российскую сторону к переговорам о новом торговом соглашении. Османские государственные мужи считали, что к большинству российских товаров следует применять таможенную пошлину, достигающую 20%.
Торговое соглашение закончилось в 1882 г., а нового достигнуть не удалось. Это было главным препятствием на пути развития российской торговли в Османской империи и на Среднем Востоке. Потому что торговое соглашение должно было обеспечить для этого легальную основу. Обеспечить возможность укрепления торговых сетей и учреждений. А они, в свою очередь, способствовали бы росту кредитных возможностей и количества учреждённых компаний и торгующих купцов (Коптевский 2003: 29-35).
В 1860-х гг., после перерыва во время Крымской войны, объём торговли между двумя государствами составлял 24 миллиона рублей, а в начале ХХ в. достиг 30 миллионов. Доля, занимаемая каждым из государств в структуре внешней торговли друг друга, не была одинаковой и устойчивой. В то время, как Россия в Османском импорте занимала долю, колеблющуюся в рамках 4-15%, доля Османской империи в российском импорте никогда не превышала 2%.
Торговля между двумя государствами состояла из природных ресурсов и ремесленных товаров. Россия импортировала из Османской империи такие товары, как табак, инжир, овощи, фрукты, сушёные орешки и ковры, а экспортировала такие товары, как зерновые продукты, муку, алкоголь, товары из дерева, крупный и мелкий рогатый скот. Ближе к ХХ в. Россия добавила к списку экспортируемых товаров также такие товары, как керосин, товары из металла, промышленные товары, текстиль и пластиковую обувь. Таким образом Россия не уступала Османской империи, а даже наоборот – продолжала торговлю на всех парах.
Когда в 1882 г. Османские бюрократы опять пригласили Россию за стол переговоров, на этот раз они хотели применять к российским товарам налог на импорт, достигающий 20%. Переговоры были проведены в 1884, 1889 и 1990 гг., но договориться так и не удалось. В 1904 г. Османской стороне удалось настоять на налоге на российские товары в размере 8-11%.