Егорова-Котлубай Мария Люциановна
27 августа 1883 — 1961
Младший научный сотрудник
Годы работы в ЛОИИ АН СССР 1943—1944.
Мария Люциановна Егорова-Котлубай, искусствовед по образованию, специалист по русскому художественному фарфору — одна из немногих сотрудников, работавших под руководством К.Н.Сербиной по спасению Архива ЛОИИ АН СССР в годы ленинградской блокады.
(27 августа 1883 г., Барвенкова слоб. Изюмского у. Харьковской губ. — 1961, Ленинград)
Мария Люциановна родилась в многодетной семье 27 августа 1883 г. в Барвенковой слободе Изюмского у. Харьковской губ. Отец, Котлубай Люциан Эдуардович, дворянин, служил помощником машиниста на железной дороге, позднее сотрудничал в петербургских газетах. Умер до революции. Мать, Попова Надежда Максимовна, занималась домашним хозяйством. Вскоре, после рождения дочери Марии, мать с детьми переехала на ст. Любань Николаевской железной дороги в Новгородском у., где работал муж.
В 1891 г., после развода, Надежда Максимовна вернулась на родину в Екатеринослав. Оставшись одна с детьми, без средств, она занялась шитьем по частным заказам. Таким образом, ей удалось поднять и воспитать троих детей.
После окончания бесплатной начальной школы, М.Л. поступила в Екатеринославскую классическую гимназию. Во время обучения в гимназии она зарабатывала частными уроками, помогая семье. В 1903 г. окончила гимназию.
Выйдя замуж в 1904 г., переехала в Петербург. В том же году М.Л. поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств на отделение живописи и гравюры. Но в декабре 1905 г. школу пришлось оставить, так как в начале 1906 г. вместе с мужем, Вячеславом Александровичем Егоровым, окончившим один из факультетов Петербургского Воспитательного дома (ныне — Педагогический университет им. А.И.Герцена), уехала в Харбин. Муж — на работу преподавателем в коммерческое училище, М.Л. преподавателем рисования в частную гимназию.
В Петербург супруги вернулись через год. М.Л. поступила на Высшие женские (Бестужевские) курсы, но в связи с длительной болезнью была вынуждена прервать обучение. Продолжить учебу М.Л. смогла лишь в 1913 г. В группе истории искусств и русской истории она занималась у профессора, чл.-корр. Петербургской АН Д.В.Айналова, читавшего историю искусств. В 1916 г. успешно окончила историко-филологический факультет. Затем, в 1917 г., слушала курс лекций в Институте истории искусств.
Работу найти было очень трудно. Прослушав цикл лекций по методикам математики на педагогических курсах, открытых Комиссариатом народного просвещения, М.Л. в 1918 г. начала преподавать арифметику и методику арифметики для взрослых на 1-х Литейных общеобразовательных курсах «Знание», параллельно — историю искусств в старших классах в одной из петроградских трудовых школ (быв. Ларинской гимназии на Васильевском о.).
В мае 1919 г. М.Л. была принята на работу в Русский музей, где в течение 20 лет работала в Историко-бытовом отделе (отдел художественного фарфора). В декабре 1935 г. Комитетом Музейного отдела Наркомпроса РСФСР утверждена в звании старшего научного сотрудника. Помимо научно-исследовательской работы в области истории русского художественного фарфора, М.Л. участвовала в подготовке многочисленных выставок и экспозиций музея, руководила научной подготовкой младших научных сотрудников, выезжала в экспедиции по сбору и изучению музейных экспонатов. В 1939 г. после тяжелой болезни уволилась по выходу на пенсию.
В блокаду М.Л. жила в Ленинграде. В марте 1942 г. от голода скончался муж. В апреле во время обстрела в ее квартиру попал снаряд, М.Л. получила многочисленные осколочные ранения, погибли подготовительные материалы по кандидатской диссертации, над которой она начала работать еще до войны. В июле 1942 г. М.Л. вынуждена была поступить на работу делопроизводителем в домохозяйство по месту жительства, где проработала в течение года. Как сотрудник домохозяйства М.Л. была мобилизована районным военным комиссариатом на работу в МПВО и выполняла порученные ей обязанности по защите города.
1 июля 1943 г. М.Л. была временно зачислена в ЛОИИ на должность младшего научного сотрудника «для приведения в порядок архивных материалов института», затем переведена в штат «для выполнения научной работы» (СПбФ АРАН. Ф. 133. Оп. 1 (Личный состав 1943). Д.1690. Л. 21, 23; Оп.1 (1943). Д. 1 (приказы по личному составу)). М.Л. занималась разбором, просушкой, описанием документов из собрания Н.П.Лихачева, пострадавших во время пожара 1 августа 1943 г.
К.Н.Сербина, возглавлявшая Архив ЛОИИ в тот период, обратилась в Облсоюз рабочих высшей школы с просьбой о выдаче дополнительной продовольственной карточки для М.Л. Из характеристики, подписанной К.Н.Сербиной: «Особенно хорошо зарекомендовала себя тов. Егорова на вредной для здоровья и крайне кропотливой, трудоемкой и ответственной работе по разбору и спасению архивных документов XVII и XIX вв., пострадавших от огня.
Несмотря на неблагоприятные жилищные условия (квартира, библиотека и личный архив пострадали от авиабомбы) и слабое здоровье (серьезное ранение), тов. Егорова в течение всей Отечественной войны работала и теперь продолжает работать над своей диссертацией «Народы СССР в фарфоровой скульптуре», имеющей большой научный интерес. 20.12.1943» (Там же. Л. 53).
М.Л. также участвовала в коллективной работе по написанию истории Василеостровского р-на в дни Великой Отечественной войны. По договору с заводом им. М.В.Ломоносова с 1944 г. занималась исследованием и написанием истории Императорского фарфорового завода и подготовила к печати два тома «Истории Государственного фарфорового завода им. М.В.Ломоносова». 23 июня 1944 г. М.Л. уволилась из ЛОИИ.
В начале июня того же года М.Л. стала членом Ленинградского союза советских художников. С этого времени она сосредоточилась на работе в области искусствоведения.
Как специалист по истории русского художественного фарфора и фаянса М.Л. является автором ряда исследовательских работ, опубликованных в периодической печати и в специальных изданиях.
М.Л. награждена медалями: «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в ВОВ 1941‒1945 г.» (1946 г.).
Мария Люциановна Егорова-Котлубай скончалась в 1961 г. в Ленинграде.
Биографические сведения даны по материалам: СПбФ АРАН. Ф. 133. Оп. 1 (Личный состав. 1943). Д. 1, 3, 10, 1690; ЦГАЛИ СПб. Ф. 78. Оп. 3. Д. 193; ЦГИА СПб. Ф. 276. Оп. 3. Ед. хр. 16.
М.Н.Румынская
Основные труды
• Музей Государственного Фарфорового Завода // Русский художественный фарфор. Сборник статей о Государственном фарфоровом заводе. Л., 1924. С. 115‒130.
• Марки и знаки на изделиях Государственного фарфорового завода // Там же. С. 135‒148.
• Портреты гр. Д.Н. Шереметьева для крестьян // Записки историко-бытового отд. Гос. рус. музея. М., 1927. Т. 1. С.125‒130.
• Развернутый план эврэмейской избы // Бубрих Д.В. Инструкция к собиранию материалов по финно-угорским говорам. М., 1928. С.11‒16.
• Финские народности в фарфоровых фигурах Ист.-быт. Отдела Гос. Рус. музея. К вопросу о единой картотеке // Финноугроведение. Л.,1931. № 1. С. 17‒28.
• Русский фарфор и фаянс с неизвестными марками (Из собрания б. Историко-бытового отд. Гос. Рус. музея). Л.,1935
• Государственный Русский музей (Ленинград). Выставка фарфора. Путеводитель по выставке фарфора. Л., 1937.
• 200 лет Гос. Фарфорового завода им. М.В.Ломоносова – принято к печати изд-во «Искусство» 1947 г.
• Русский художественный фарфор. (Альбом). М.; Л., 1950.
• Серия статей по художественному фарфору в советских журналах 1935‒1946 гг.