С 3 по 5 октября 2023 года в Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялись встречи, лекции и беседы в рамках фестиваля Министерства науки и высшего образования РФ «Наука 0+». Задача фестиваля – привлечь внимание граждан, и в особенности молодого поколения, к достижениям российских академических учреждений, а также помочь молодым людям найти свое призвание в той или иной профессиональной сфере, возможно на поприще служения науке. В 2023 году СПбИИ РАН впервые принял участие в фестивале и подготовил лекции и экскурсии для школьников, студентов и всех, кто интересуется историей. Куратором программы и автором концепции проведения мероприятий стала Ю.З.Кантор, зам. директора по внешним и общественным связям. Занятия, лекции и беседы провели научные сотрудники СПбИИ РАН Т.А.Базарова, И.Д.Травин, Н.А.Агеева, Ю.З.Кантор, Е.М.Шепилова, Д.Ю.Асташкин.
В первый день фестиваля «Наука 0+», 3 октября, состоялись лекции-экскурсиии «Тайны черного кабинета. Автографы героев любимых фильмов в научно-историческом архиве СПбИИ РАН» с посещением Палеографического кабинета академика Н.П.Лихачева. В них приняли участие студенты Выборгского филиала и других гуманитарных институтов РГПУ им. А.И.Герцена, а также учащиеся старших классов гимназии № 85 Петроградского района. Занятия провели к.и.н. Татьяна Анатольевна Базарова, Иван Дмитриевич Травин и Наталья Александровна Агеева.
Будущие историки с благодарностью оценили труды Н.П.Лихачева по собиранию образцов письменных культур различных цивилизаций и народов именно с целью преподавания студентам основ палеографии, источниковедения и других вспомогательных исторических дисциплин, чтобы они на практике могли познакомиться с различными памятниками письменности. Молодые люди уже вполне профессионально отозвались о значимости таких открытых хранений как Палеографический кабинет для развития источниковедения, для изучения не только самих текстов, но и символики в орнаментах и в иллюстрациях к документам.
«Очень неожиданно было увидеть «Судебник» Ивана Грозного! Просто поразило. Про него рассказывали, рассказывали, и вот, наконец, я его увидела. У нас как раз курс архивоведения начался, поэтому очень понравилось», — поделилась впечатлениями одна из студенток.
«Огромная благодарность сотрудникам архива и Т.А.Базаровой за предоставленную возможность. Студенты могут прикоснуться к настоящим подлинным вещам и проникнуться духом истории. Многие из них интуитивно выбрали этот предмет, пошли изучать историю, но теперь их изучение станет более осознанным, они увидели, как работают настоящие историки», — отметила д.и.н. Инна Евгеньевна Барыкина, профессор Выборгского филиала РГПУ им. А.И.Герцена, ассоциированный научный сотрудник СПбИИ РАН.
Гимназистам еще только предстоит выбор будущей профессии, но уже сейчас у них есть свои предпочтения в исторических сюжетах: «мне понравился документ Сперанского, почему-то очень хотелось увидеть его почерк», «в одном известном сериале был сюжет о шифровальных письмах, и было очень интересно увидеть такие зашифрованные документы». «Я очень люблю XVIII век, и на меня, как на поклонницу Екатерины II, все это произвело большое впечатление. Сколько бы я про нее не читала, почерка я не видела, честно», — призналась Александра Андреевна Карпова, преподаватель истории в гимназии №85.
Практическим занятием по будущей профессии стала и лекция-беседа д.и.н. Юлия Зораховна Кантор «Слушай, Ленинград! О чем рассказывают блокадные афиши. С показом подлинных афиш блокадного времени» для студентов Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, которая состоялась 4 октября. Елена Михайловна Шепилова продемонстрировала в конце лекции готовящиеся к реставрации филармонические афиши блокадного периода в рамках проекта «Военная летопись филармонии» с краткими пояснениями о повреждениях, условиях хранения в блокаду, особенностях бумаги и печати того периода.
На лекции также присутствовали слушатели «Института Петербурга» и гости.
«Для меня развеялся один из мифов – о том, что оркестр под управлением К.И.Элиасберга был собран ради исполнения Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича 9 августа 1942 года. А оказывается, они еще с апреля 1942 года давали концерты в блокадном городе, еще задолго до премьеры», «меня поразил тот факт, что почти все города в СССР, где исполнялась Седьмая симфония, были связаны с ленинградской дирижерской школой», — делились отзывами студенты.
«Я занимаюсь другой эпохой и другой страной, но я услышал много интересных эпизодов героического прошлого, связанных с музыкальными композициями: история ударника Жавдета Аайдарова, которого К.И.Элиасберг нашел в морге еле живым, и из биографии Д.Д.Шостаковича интересные детали, и относительно работы филармонии в блокаду. Для меня все это было в новинку, еще и такой интересный иллюстративный материал показали», — отметил преподаватель истории Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, к.и.н. Алексей Денисович Власов.
Гостьей СПбИИ РАН в этот день была Марина Данииловна Гранина:
«Для меня всегда очень приятно и поразительно, что открытия нас ждут буквально под ногами. Ну что такое афиши? Мы же мимо них проходим! И вдруг оказывается, что они в себя что-то впитывают, они нам о чем-то рассказывают. Это так важно! Они заставляют нас в этой сегодняшней жизни оглядываться и находить те вещи, которые потом про нас будут рассказывать».
«Ведь мы много раз видели афишу Седьмой симфонии, она часто публикуется. И об истории героического исполнения этой симфонии, о том, в каких условиях шла подготовка к ней, конечно, читали и знали. Но то, что музыкальная жизнь продолжалась все то время, пока была блокада, что это было регулярно, что это было для людей отдушиной… В том, что они шли на эти концерты, было проявление героизма. Все это показывает нам совершенно другой масштаб, совершенно иное видение этой музыкальной темы», — также поделилась своими впечатлениями Елена Русяева ведущий библиограф библиотеки им. Д.А.Гранина, куратор культурно-просветительского центра им. Д.А.Гранина при библиотеке.
Самым неожиданным и веселым, наполнившим детским оживлением привычно тихие академические коридоры СПбИИ РАН, стал третий день, 6 октября, когда к.и.н. Дмитрий Юрьевич Асташкин проводил занятие «Наука для самых маленьких. Как учились дети древнего Новгорода» для учеников младшей школы гимназии №85 Петроградского района.
Малыши узнали, что и 7-8 столетий назад дети Древнего Новгорода тоже писали прописи, правда не в тетрадках, а на бересте, делали ошибки, теряли портфели с учебниками, т.е. сумки с берестяными грамотами, улетали мыслями в своих фантазиях и рисовали на полях забавные рисунки. В конце занятия Дмитрий Юрьевич предложил ребятам повторить на бумаге рисунки и надписи мальчика Онфима.
Специально для мероприятий СПбИИ РАН в рамках фестиваля «Наука 0+» организаторы из Минобрнауки прислали из Москвы небольшие памятные сувениры – календарики и магнитики с символикой фестиваля, а также простые карандаши с надписью «Наука 0+». Именно с этими карандашами в руках ребята провели первое в своей жизни занятие по палеографии.