
В Великом Новгороде с 7 по 9 октября 2025 г. прошла IV научная конференция «Новгород и Новгородская земля. Письменность и книжность». Организаторами мероприятия выступили Новгородский музей-заповедник, Санкт-Петербургский институт истории РАН и НИУ «Высшая школа экономики», при частичной поддержке Российского научного фонда (проект № 25-18-00862).
На торжественном открытии пленарного заседания с приветственным словом к гостям и участникам обратился генеральный директор Новгородского музея-заповедника С.П.Брюн:
«Очень важной составляющей жизни Новгородского музея-заповедника является регулярное проведение тематических конференций, которые позволяют не только обращаться к нашим богатейшим фондам, но и коллегиально выносить в свет и переосмысливать новые находки и обретения. Особое место занимает осенняя конференция «Новгород и Новгородская земля. Письменность и книжность», потому что всегда важно помнить, что Новгород – это хранитель истоков русского слова, русской письменности, это место, где сотни уникальных надписей (граффити), берестяные грамоты, возвращающие нам голос русского средневековья. Для меня радость, что можно послушать доклады коллег, это конференция, которая связана, в первую очередь, с именем Алексея Алексеевича Гиппиуса, с его интереснейшими открытиями, ибо второго такого человека ни в России, ни в мире нет, это добрый друг и ангел русской письменности и русского средневекового слова».
В течение трех дней работы конференции ученые обсудили вопросы, связанные с изучением памятников эпиграфики и берестяных грамот, анализом летописей и произведений древнерусской литературы и историей книжных собраний. От СПбИИ РАН с докладами выступили директор СПбИИ РАН А.В.Сиренов, с.н.с. отдела источниковедения А.А.Вовин, с.н.с. Отдела средневековой истории России О.А.Абеленцева и н.с. А.М.Введенский.
В своем докладе А.В.Сиренов ввел в научный оборот неопубликованное исследование сотрудника Археографической комиссии 1920-х гг. Алексея Федоровича Малова о камне Антония Римлянина. Эта реликвия известна со времен Средневековья. По преданию, новгородский святой Антоний Римлянин приплыл на этом камне из Италии в Новгород в начале XII в. А.Ф.Малов исследовал эту позднесредневековую легенду, но результаты его работы долгое время оставались неизвестными научной общественности, так как А.Ф.Малов был арестован по так называемому «Академическому делу» в 1929 г. и, по всей видимости, погиб в Соловецком лагере.
Выступление А.А.Вовина было посвящено понятию «доска» или «доски», встречающемуся в Псковской Судной грамоте (ПСГ) и Новгородской I летописи. Контекст употребления не оставляет сомнения в общем смысле этого понятия – «документ», а если быть точнее «закладная». Вместе с тем это устаревший ко времени создания ПСГ тип документа. Эти выводы были сделаны предыдущей историографией, однако никто не попытался пойти дальше и попытаться установить, в чем состояли особенности «досок» по сравнению с хорошо известными пергамеными актами XIV – XV вв. Эту лакуну и восполняет доклад. По мнению автора за понятием «доска» кроется акт на бересте с архаичным формуляром, получивший распространение в XII – XIII вв., а затем вытесненный документами на пергамене и бумаге.
В докладе О.А.Абеленцевой были подведены итоги исследования комплекса из 119 документов 1657‒1691 гг., хранящихся в фонде Успенского Тихвинского монастыря в Научно-историческом архиве СПбИИ РАН и отражающих выдачу певчим новгородского Софийского собора рождественских славленных денег и других подношений. Рождественские славленные деньги были традиционной выплатой для государевых и патриарших певчих. Этот обычай распространился и на священнослужителей и певчих архиерейских домов. Выплаты поступали из казны монастырей. Анализ документов показал, что отписи о получении славленных денег и челобитные об этом позволяют уточнить численность певчих, иерархию их групп внутри софийского клира, суммы годовых и оказиальных выплат, механизмы воздействия на монастырь для их получения и частично персональный состав священнослужителей и певчих. Установлены имена 64 клириков, для пяти имеются данные о повышении их статуса в церковной иерархии.
В выступлении А.М.Введенского были обобщены итоги многолетней работы по летописям, в которых отразился Краткий новгородский летописец (КНЛ). В Новгородской Большаковской летописи и Летописце епископа Павла текст КНЛ отразился лучше всего. И эти памятники фактически не испытали влияния других летописных текстов. Фрагментарно тот же текст КНЛ читается в Псковских летописях. В Летописи Авраамки, Рогожском летописце и летописном сборнике Троицкого собрания РГБ №805 (далее – Тр805) отразился текст КНЛ, который был обработан по тексту Новгородской четвертой летописи. Во всех трех летописях КНЛ «в обработке» отразился по-разному, и его текст был совмещен с иными источниками (в Летописи Араамки – с Летописцем русской земли и Новгородской пятой летописью; в Рогожском – с «суздальской» летописью, близкой к тексту Лаврентьевской; в Тр805 – с Новгородской четвертой летописью). По мнению докладчика первоначальный текст КНЛ доходил до 1435 г., и был создан где-то около этого времени. Основными источниками КНЛ следует считать Новгородскую первую летопись и Свод 1418 г. – протограф Софийской первой летописи.
Подводя итоги конференции, член-корреспондент РАН, директор СПбИИ РАН А.В.Сиренов отметил:
«Для нас важно, что эта конференция проводится в Новгородском государственном музее-заповеднике уже второй раз и Санкт-Петербургский институт истории выступает ее соорганизатором. СПбИИ РАН уже давно имеет тесные связи с Великим Новгородом, поскольку при институте с 1979 г. работает Новгородская группа, и изучение истории и культуры Новгородской земли традиционно является одной из научных тем наших сотрудников. Также совместно с Институтом археологии РАН и Новгородским государственным университетом издается Новгородский исторический сборник».
Смотреть репортаж на портале «Новгородского областного телевидения».

Фотографии воспроизведены с официального сайта Новгородского музея-заповедника.