Санкт-Петербургский институт истории РАН приглашает принять участие в заседании семинара «Россия в Новое время (XVIII – начало ХХ вв.): государство и общество». В рамках заседания будет заслушан доклад д.и.н. Кирилла Борисовича Назаренко (СПбГУ, СПбИИ РАН) «Костюм моряков в России петровской эпохи как зеркало петровских реформ»*.
Ведущие заседания: д.и.н. С. К. Лебедев, к.и.н. Т.А. Базарова
Семинар состоится во вторник 1 октября 2024 г. в 17.00, в СПбИИ РАН (ул. Петрозаводская, д. 7, актовый зал), в смешанном режиме очного присутствия и онлайн-конференции, доступ к которой можно получить по адресу: a.fomin1511@gmail.com
Тезисы доклада
д.и.н. Кирилл Борисович Назаренко
Костюм моряков в России петровской эпохи как зеркало петровских реформ
Одной из реформ Петра Великого являлась реформа костюма. Ее значение обычно недооценивается, зачастую она подается в анекдотическом ключе. На наш взгляд, следует поставить эту реформу в длинный ряд подобных мероприятий в разных странах в Новое время, обычно связанных с модернизацией и вестернизацией – можно указать на реформы Танзимата в Турции, на реформы эпохи Мэйдзи в Японии, на запрет традиционной чиновничьей одежды и маньчжурской прически в Китае после Синьхайской революции, запрет ношения фески в Турции после кемалистской революции. С другой стороны, в разных странах в то же время осуществлялись костюмные реформы, не связанные напрямую с модернизацией, в частности, реформа костюма Людовика XIV во Франции или костюмные эксперименты в псевдонациональном стиле Густава III в Швеции.
Подчеркнем, что костюмная реформа Петра Великого (включая сюда же и реформу прически, в частности, брадобритие) стала мощным инструментом сплочения дворянского сословия и его резкого отделения от податных сословий, сыграла значительную роль в строительстве регулярной армии и флота (в которых единообразный мундир выступал также воспитательным средством), в отделении регулярной армии от народа и ее сближении с дворянским сословием, наконец, на создание за рубежом впечатления «европеизированности» России.
Сложность анализа костюма, функционировавшего в петровскую эпоху в морском ведомстве, заключается в том, что здесь носили три разновидности костюма – матросский костюм, «немецкое платье» (дворянский западноевропейский костюм) и русский народный костюм.
Для матросского костюма первоначально были характерны бострог (узкая однобортная куртка с узкими рукавами без обшлагов, без воротника); широкие и короткие (по колено) штаны и круглая шляпа (зачастую вязаная). С 1722 г. в этот костюм прочно вошел канифасный кафтан на сермяжной подкладке, который по своему фасону занимал промежуточное положение между немецким и русским народным кафтаном, в определенной степени он был близок к венгерскому платью, который носили в русской сухопутной армии в начале XVIII в. Квартирмейстерский суконный кафтан по покрою также был близок к этому образцу. На рубеже 10-20-х гг. XVIII в. широкие штаны в матросском костюме сменились более узкими кюлотами.
Матросский костюм носили те моряки, которые непосредственно выполняли корабельные работы. Особенностью матросского костюма было то, что он шился из сравнительно дешевых материалов (канифас, сермяжное сукно) и отличался функциональностью при минимальной степени внешней привлекательности. Современники были склонны смешивать некоторые его элементы с элементами русского народного костюма. Матросский костюм был весьма стабилен. Ряд его элементов (бострог, шляпа) практически в неизменном виде просуществовали с конца XVII в. до 1764 г. Другие элементы (кафтан канифасный на сермяжной подкладке и аналогичный кафтан на хрящевой подкладке) просуществовали без изменений с конца 10-х – начала 20-х гг. XVIII в. до 1764 г.
В развитии русского матросского костюма изучаемого периода можно выделить не менее двух этапов. Первый из них пришелся на первые годы существования флота (до 1706 г.), когда матросы носили одежду, закупаемую самостоятельно. Лишь галерным гребцам-каторжникам выдавали единообразное обмундирование, по меньшей мере в 1704 г. Второй период (1706-1732 гг.), когда происходило становление системы выдачи мундира от казны за вычет из жалованья и одновременно формировались специфически-русские элементы матросского костюма.
Русский народный костюм был принадлежностью работных людей и каторжников. Его основными элементами были: армяк (суконный кафтан халатообразного покроя, без пуговиц); шапка восточноевропейского типа с меховой опушкой; суконные порты (узкие штаны на гашнике). Элементом русского народного костюма могла быть шуба (как правило, овчинная), длиннополая, халатообразного покроя с шалевидным воротником, обычно покрытая дешевой тканью, всегда шившаяся мехом внутрь. Русский народный костюм в морском ведомстве был регламентирован в начале 20-х гг. XVIII в. и без изменений просуществовал до начала XIX в.
Немецкое платье в морском ведомстве развивалось параллельно с развитием сухопутного военного мундира. Его основными элементами были: кафтан длиной по колено, однобортный, с многочисленными складками с боков юбки и с тремя разрезами на ней (с боков и сзади), с достаточно большими обшлагами, с прорезными карманами ниже талии с большими клапанами, обычно без воротника; камзол – подобный по покрою кафтану, но короче, без складок на юбке, без обшлагов; штаны-кюлоты длиной по колено, на лацбанте; круглая или треугольная фетровая шляпа, чулки и башмаки. При этом до 1728 г. офицерский костюм развивается как вариант общепринятого дворянского мужского европейского костюма с военными элементами (шпага или палаш, кушак, треугольная шляпа).
Костюм (даже и не регламентированный нормативными актами) служил знаком различия по должностям. Матросы отличались от прочих категорий своим матросским производственным костюмом, причем на рубеже 1710-1720-х гг. была сделана попытка введения цветовой дифференциации бострогов по статьям. Квартирмейстеров (младших унтер-офицеров) можно было узнать по бострогу цветного сукна либо (после 1722 г.) по особому квартирмейстерскому васильковому суконному кафтану. Старшие унтер-офицеры (шхиманманты, шхиманы, боцманматы, боцманы, шхиперы, штурманы и проч.) отличались ношением «немецкого» платья без отделки золотом и серебром или с минимальной отделкой (галун на шляпе). Офицеров можно было узнать по «немецкому» платью с богатой отделкой золотым или серебряным шитьем или галуном. Адмиралы могли носить парчовые камзолы, парчовые кушаки, шляпы, украшенные богатым золотным шитьем («поддиспанье»), чрезвычайно богато украшенные кафтаны. Наконец, работные люди и каторжники носили русский народный костюм.
Еще раз подчеркнем, что костюмная реформа Петра носила важный социально-политический характер, способствовала сплочению дворянского сословия и отделению регулярной армии и флота от народа.
*Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда,
грант № 23-18-00420 («Новые люди Новой России: антропология морской державы в первой половине XVIII в.»), https://rscf.ru/project/23-18-00420.