Глубокоуважаемые коллеги!
Доклад научного сотрудника Северо-Западного института управления РАНХиГС,
библиотекаря Научно-исследовательского отдела редкой книги БАН Никиты Васильевича Белова «“Неклассические” поминания русских синодиков: курьез или обыденная практика?» будет заслушан и обсужден на очередном заседании Древнерусского семинара 16 мая 2024 г. Семинар пройдет как в формате Zoom-конференции, так и очно в СПбИИ РАН (ул. Петрозаводская, д. 7, 3 этаж). Начало заседания в в 16.00. Ссылка на запланированную конференцию Zoom при желании может быть получена по адресу: drevnerusskyseminar@yandex.ru
Тезисы доклада
Белов Никита Васильевич
научный сотрудник Северо-Западного института управления РАНХиГС,
библиотекарь Научно-исследовательского отдела редкой книги БАН
«Неклассические» поминания русских синодиков: курьез или обыденная практика?
Синодики-помянники — важный источник по генеалогии и коммеморации Московской Руси XV-XVII вв. Тем не менее, при обращении к ним возникают серьезные вопросы, главный из которых: чьи имена были включены в состав «родовых» поминаний (по формуле «род N»). Популярное мнение гласит, что это — кровные родственники. Такая оптика нередко приводила к курьезным родословным построениям и ощутимо искажала (да и попросту — ограничивала) информационный потенциал синодиков. Анализ рукописных помянников показывает, что дело обстоит намного сложнее. На примере «родов» ряда лиц — как церковных, так и светских — видна широчайшая вариативность поминальных практик, характерных для России эпохи раннего Нового времени, которая, вопреки поспешным заключениям некоторых историков, была отнюдь не «курьезом», но нормой религиозной практики русских людей XV-XVII столетий. Речь о поминаниях в составе «рода» лиц, не связанных с вкладчиком узами кровного родства: духовных детей и крестников, сотрудников и союзников, лиц заведомо более низкого или, напротив, высокого социального статуса, зависимых людей и господ и т. п. Само по себе это знание, с одной стороны, усложняет работу с синодиками как с источниками по исторической генеалогии, с другой — позволяет использовать их для установления не только родственных, но и иных социальных связей (духовных, патрон-клиентских и др.) русских людей раннего Нового времени.
Помимо изданных синодиков, к работе привлечены рукописные синодики Троице-Сергиева, Московского Новинского, Коломенского Голутвина, Кирилло-Белозерского, Соловецкого, Ферапонтова, Александро-Свирского, Киевского Николаевского и иных монастырей, Николаевского собора Зарайска, Рождественского собора Суздаля.
Материал подготовлен при поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 24-18-00416 «Правящая элита Русского государства XV–XVI вв. в фокусе коммеморативных практик. Традиции родовой памяти».