
В Санкт-Петербургском институте истории РАН 16 октября 2025 г. состоялся круглый стол «Реформаторское наследие М.М.Сперанского: проблема преобразования государственного управления России первой трети XIX века в исторической перспективе».
Мероприятие началось с презентации нового издания «М.М.Сперанский. Дневник возвращения. 1821-1828 гг.», которую провели г.н.с. отдела Новой истории России СПбИИ РАН Т.В.Андреева и в.н.с. и.о. заведующего отделом Новой истории России СПбИИ РАН С.К.Лебедев.
«Этот дневник – уникальный источник, поскольку его специфической особенностью является, с одной стороны, – краткость, лаконичность, и почти зашифрованность, а с другой, – информационная насыщенность. Дневник корректирует классическую историографическую традицию, идущую еще от труда М.А.Корфа, а также расширяет ареал служебных и личных связей Сперанского. Его государственная деятельность и проективное творчество не делились на два этапа, а являлись единым целостным реформаторским процессом, который имел преемственность от Александра I к Николаю I. Дневник также свидетельствует, что, находясь уже в Петербурге, Сперанский продолжал исполнять обязанности сибирского генерал-губернатора. Судя по дневнику, Сперанский решал сибирские, камчатские, сахалинские дела, т.е. все, что касалось Дальнего Востока, в том числе контролировал Северную экспедицию.
Только дневник дает представление о том, что он занимался и подготовкой дипломатических документов – в 1822–1824 гг. изменилась российская тактика в решении греческого вопроса, теперь уже направленная на урегулирование греко-турецких отношений и установление мира на Балканах именно дипломатическими средствами. Сперанский принимал непосредственное участие в 1822 г. в подготовке записки об умиротворении Греции, которая являлась первым конкретным планом по достижению автономии этой страны. Только благодаря дневнику мы знаем и о связи Сперанского с Российско-Американской компанией.
Дневник содержит уникальные исторические сведения. Так, благодаря записи от 9 января 1821 г. мы знаем, что Александр I информировал Сперанского о работе по подготовке российской Конституции, т.е. Государственной уставной грамоты Российской империи.
Таким образом, дневник является ценнейшим источником сведений об особой роли Сперанского в формировании, как государственной политики, так и преобразовательной идеологии. Сперанский являлся связующим звеном и посредником между царствованиями Александра I и Николая I», – отметила Т.В.Андреева.
В работе круглого стола приняли участие более 17 ученых из СПбИИ РАН, СПбГУ, РГИА, РНБ, Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю.М.Лужкова и других учреждений.
С.К.Лебедев и П.К.Романов в своём докладе отметили особую роль М.М.Сперанского в формировании финансово-кредитной политики Российской империи. После смерти А.И. Васильева в 1807 г. и вплоть до 1810 г. Сперанский практически стоял во главе финансового ведомства и в дальнейшем оказывал влияние на финансовую политику, что отразилось в его переписке и записках 1834–1839 гг. Сперанский как адепт классической экономической теории Адама Смита противостоял континентальной школе экономистов (сторонником которой был и Е.Ф.Канкрин), считавших что британская модель экономики не универсальна.
Постоянной сферой внимания Сперанского было развитие институций – важнейшего инструмента государственного управления. Уже в царствование Александра I министерскую систему практически сразу стали дополнять высшие совещательные комитеты с участием министров и экспертов. Так важнейшая проблема баланса государственного бюджета после череды Наполеоновских войн обсуждалась в Комитете финансов, сведения о раннем периоде деятельности которого (как и ряда других комитетов) находим в записях Сперанского. Внешний долг России, впервые выпустившей свои государственные облигации в Северной Италии в 1769 г. и затем регулярно прибегавшей к новым займам на европейских денежных рынках, неуклонно рос. Уже между 1788 и 1793 гг. в Амстердаме были выпущены 18 русских займов.
В декабре 1798 г. в Петербурге было подписано соглашение о британских ежемесячных субсидиях, и во время коалиционных войн против Франции периода республики и Наполеоновских войн Россия попала в финансовую зависимость от Британской империи, что ограничивало её действия, в том числе в Северной Америке, когда Александр I был вынужден пожертвовать интересами Российско-Американской компании, уступив часть территорий на Аляске. Это произошло после предоставления британских гарантий по голландскому долгу. В 1822 г. Сперанский и Гурьев встречались в Петербурге с лондонским Ротшильдом, разместившим 5%-й русский заём. Эти и ряд других важных сведений содержит ныне опубликованный дневник Сперанского 1821-1828 гг.
В докладе Т.В.Андреевой и Б.П.Миловидова были рассмотрены документы, отражающие взгляды Сперанского в отношении управления Западными губерниями на разных этапах его карьеры. В записке Сперанского 1811 г. под названием «Об устройстве польских губерний» был представлен план автономии Великого княжества Литовского. Это стало альтернативой Герцогству Варшавскому, которая должна была обеспечить политическую стабильность в присоединенных от Польши губерниях и предотвратить сепаратистские тенденции. В журналах Департамента законов Государственного совета за январь – февраль 1831 г. отразились позиция Сперанского, занятая им по поводу отмены в части Западных губерний Литовского статута и введения в делопроизводство русского языка. Ряд обнаруженных черновых текстов Сперанского вошли в состав журналов Госсовета по этим вопросам. Здесь Сперанский, вопреки мнению части высшей бюрократии, выступал сторонником постепенных и осторожных действий по интеграции Западных губерний в общее имперское правовое и культурное пространство.
В докладе Т.Н.Жуковской было обращено внимание на решающее участие М.М.Сперанского в подготовке первого поколения высококвалифицированных правоведов – для занятия кафедр в российских университетах. Их подготовка была развернута по составленной им в 1828 г. программе, началась в Санкт-Петербургском университете, продолжилась как практическая работа по составлению и редактированию законов во Втором отделении Собственной его императорского величества канцелярии. После полутора лет обучения в Петербурге, вначале шесть, а потом еще девять «кандидатов законоведения» отправились в Берлинский университет, где под общим руководством Ф.К.Савиньи совершенствовались в юридических специальностях еще четыре года. По возвращении они выдержали устные и письменные испытания по программе, начертанной опять-таки Сперанским, и были удостоены сразу степеней доктора прав, а затем распределены по разным университетам.
М.М.Сперанский, в сотрудничестве с начальником Второго отделения М.А.Балугьянским и его помощниками, а также представителями Министерства народного просвещения в лице его министров А.С.Шишкова, К.А.Ливена и особенно С.С.Уварова, проводил согласованную политику профессионализации законодательства. Согласно ей к 1835 г. европейски образованные правоведы, во-первых, заняли ведущие юридические кафедры во всех университетах (исключая Дерптский) и сами в дальнейшем готовили квалифицированных специалистов, а во-вторых, одновременно стали высококлассными специалистами-практиками и использовались в данном качестве в законодательной деятельности. Они и их ученики в дальнейшем продолжали работу по кодификации и усовершенствованию российского права, которая не остановилась и после издания под руководством Сперанского Полного собрания законов (1830 г.) и Свода законов (1833 г.).