15 мая 2023 года делегация СПбИИ РАН в составе директора СПбИИ РАН, чл.-корр. РАН А.В.Сиренова, заместителя директора по внешним и общественным связям Ю.З.Кантор, и.о. заведующего НИА СПбИИ РАН Т.А.Базаровой, и.о. заведующего Отделом всеобщей истории С.А.Исаева, н.с. Е.М.Шепиловой и пресс-секретаря Е.А.Степановой побывала на экскурсии в Музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской академической филармонии. О собрании музыкальных рукописных и типографских изданий рассказал заведующий библиотекой, кандидат искусствоведения Павел Вячеславович Дмитриев.
Библиотека Филармонии возникла как нотная библиотека Придворного оркестра, организованного в 1882 году по инициативе императора Александра III. Все сведения об исполненных концертах и их программы записывались в специальные журналы, где указывалось место, время проведения, а также номера партитур, под которыми они хранились в библиотеке. В купе с сохранившимися программками и старыми фотографиями во многих случаях можно составить объемную картину того или иного концерта Придворного оркестра. Гостям были представлены раритеты, относящиеся к деятельности оркестра: старые фотографии, на которых оркестранты одеты в различную форму – повседневную, военную, для особых торжеств – в форме трубачей эпохи императрицы Елизаветы Петровны, расшитые галуном створки поздравительного адреса, преподнесенного в день празднования 25-летия Придворного оркестра, символический дирижерский жезл, принадлежавший первому капельмейстеру Придворного оркестра Герману Флиге.
В Музыкальной библиотеке также хранятся автографы русских и советских композиторов. Среди редких — титульный лист, написанный рукой М.И.Глинки, к списку рукописной партитуры – предположительно подарок Л.И.Шестаковой, сестры композитора, а также автограф А.И.Зилоти на партитуре «Парсифаля» в трех томах, подаренной музыкальному критику и переводчику В.П.Коломийцову в Выборге. Плодом такого «дарения» стал перевод либретто оперы Вагнера, который был представлен рядом с изданием на языке оригинала.
Небольшая подборка документов рассказывает о деятельности филармонии после революции и в годы Великой Отечественной войны. Среди них программа самого первого концерта учрежденной Петроградской государственной филармонии — первой филармонии в России – 12 июня 1921 года и рисованный адрес, подаренный дирижеру Эмилю Куперу, на котором много известных фамилий – скрипача и музыкального критика Виктора Вальтера, художников Александра и Альберта Бенуа, певца Ивана Ершова и музыкантов оркестра. Абсолютный раритет библиотеки так называемая «Золотая книга» — книга записей знаменитых дирижеров и исполнителей, которую стали вести с 1926 года, и первую запись в ней сделал «патриарх» русской музыки — композитор и дирижер А.К.Глазунов.
Сохранился уникальный адрес, непосредственно связанный с темой сегодняшнего совместного историко-реставрационного проекта филармонии и СПбИИ РАН по реставрации афиш военного периода «Военная летопись филармонии», врученный в 1944 году Коллективу Ленинградской филармонии от железнодорожников Томской дороги «за мастерский показ лучших образцов музыкальной культуры и высокое художественной обслуживание коллективов дороги». Именно по Томской железной дороге, существовавшей в Юго-Западной Сибири с 1912 по 1961 год, Заслуженный коллектив Республики Симфонический оркестр Ленинградской филармонии, находясь в эвакуации в Новосибирске, совершал гастрольные поездки по городам тыла.
Сегодня собрание Музыкальной библиотеки насчитывает более 400 000 ед. хр. Это оркестровые партитуры, инструментальные ансамбли, оперные клавиры, фортепианная, инструментальная и вокальная литература, книги по истории и теории музыки на русском и иностранных языках, справочники и учебники. Особую ценность представляет собрание концертных афиш и программ за все годы существования филармонии, а также газетные вырезки и изобразительные материалы.
Директор СПбИИ РАН, чл.-корр. РАН А.В.Сиренов поделился впечатлениями от посещения Музыкальной библиотеки: «Совершенно очевидно, что библиотека Петербургской филармонии представляет собой не только большую культурную ценность, но также и большую научную ценность с точки зрения археографии. Те памятники музыкальной рукописной книжности 19-20 века, которые мы сегодня увидели, достойны отдельного описания и изучения. Я думаю, что у высококвалифицированного коллектива библиотеки Петербургской филармонии в этом отношении большое научное будущее, и мы будем ждать результатов их замечательной работы».