Ежегодно на второй неделе ноября в мире отмечается Всемирная неделя качества, а во второй четверг ноября – Всемирный день качества. Впервые подобное мероприятие было проведено в СССР в 1989 г. С 1996 г. Правительством Российской Федерации учреждена ежегодная премия по итогам проведения конкурса за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, а также за внедрение эффективных методов контроля.
В этом году Всемирная неделя качества пройдет под девизом «Россия – страна качества» и будет длиться с 11 по 17 ноября, а сам день качества выпадает на 14 ноября. В честь этого события следует обратиться к истории защиты прав потребителей.
Право на безопасность и качество товаров и услуг было закреплено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» 9 апреля 1985 г. В советский период в нормативно-правовых и нормативно-технических документах безопасность товаров не упоминалась, поскольку это понятие воспринималось как гарантируемая государством в обязательном порядке составляющая понятия «качество», впервые сформулированное в ГОСТе 15467-70, как «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
Отсутствие легального определения в предшествующие годы не отменяло юридической практики в отношении бракоделов. Уже в 1920-е годы борьба за повышение качества товаров была объявлена «боевой задачей дня», решать которую предлагалось путем соблюдения в технологии производства единых нормативов, что охватывалось термином «стандарт». К 1940 г. в рамках стандартизации в текстильной и легкой промышленности были разработаны 1 675 нормативных актов, в пищевой – 860. В 1968 г. в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 11 января 1965 г. «Об улучшении работы по стандартизации в стране» были установлены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП). Кроме того, действовали также Технические условия на потребительскую продукцию.
В систему контроля качества входили отделы технического контроля (ОТК) на предприятиях, органы ведомственного и надведомственного контроля (Государственная торговая инспекция, органы внутренних дел, суд, арбитраж, прокуратура), а также созданный в 1925 г. Комитет по стандартизации. 20 апреля 1967 г. в действие был введен государственный Знак качества. К концу 1980-х годов в стране были созданы и аккредитованы на право проведения сертификационных испытаний 12 центров (лабораторий) по испытаниям сложных технических товаров потребительского спроса. На предприятиях 34 министерств работала госприемка. На рубеже 1980-х–1990-х годов потребительская продукция стала подвергаться сертификации на соответствие требованиям стандартов по показателям безопасности для жизни, здоровья людей и экологии.
Наиболее ярко политику властей иллюстрируют плакаты, размещавшиеся на производстве, улице и в рабочих кабинетах. Качество продукции рассматривалось как одна из приоритетных задач партии и государства. Научно-технический прогресс и рост социальной составляющей в политике поставили перед руководством ЦК КПСС вопрос о выработке и контроле над качеством изделий широкого потребления. Подробнее о том, как происходили эти процессы, можно прочитать в статье ведущего научного сотрудника Отдела современной истории России СПбИИ РАН д.и.н. Е.Д.Твердюковой, опубликованной в XXXVI томе сборника «Вспомогательные исторические дисциплины» в 2017 г.