Доклад кандидата исторических наук главного научного сотрудника Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя Станислава Валерьевича Рузаева «Система гражданских органов управления Севастополя в 1941-1942 гг.: структура, персоналии, основные направления работы» будет заслушан на заседании научного семинара «История советской эпохи» 27 мая 2024 г. в 17.00. Семинар пройдёт в формате Zoom-конференции. Ссылку на заседание можно получить по адресу: tchistikov@yandex.ru
Тезисы доклада
С.В.Рузаев
Система гражданских органов управления Севастополя в 1941-1942 гг.: структура, персоналии, основные направления работы
Накануне Великой Отечественной войны Севастополь обладал особым статусом главной базы Черноморского флота, что оказывало существенное влияние на самостоятельность местных партийных и советских властей.
Анализируя события накануне и в период Севастопольской обороны 1941-1942 гг., можно выделить три основных этапа деятельности городских властей.
На первом этапе, в месяцы, предшествующие началу осады, городской комитет ВКП(б) и персонально первый секретарь Б.А.Борисов возглавили работу всех организаций и учреждений города. Автономия от властей республики еще более возросла, что было вызвано необходимостью оперативно разрешать возникающие вопросы в чрезвычайных условиях войны.
Как и в других городах Советского Союза, горком партии занимался реализацией широкого спектра оборонных мероприятий в области военного обучения, формирования подразделений народного ополчения и развития местной противовоздушной обороны.
Второй этап характеризуется существенными изменениями в работе местных властей, которые произошли с началом осады Севастополя в ноябре 1941 г. На короткий период — с конца октября по 4 ноября 1941 г. — в Севастополе была реализована сложная управленческая модель, основанная на взаимодействии чрезвычайных структур — городского комитета обороны, который возглавил Б.А.Борисов, и заместителя командующего флота по обороне Главной базы адмирала Г.В.Жукова.
С созданием Севастопольского оборонительного района, особенно после того как должность командующего занял адмирал Ф.С.Октябрьский, деятельность чрезвычайных структур была свернута: заседания комитета обороны были приостановлены.
В ноябре-декабре 1941 г. структура местного управления отличалась своеобразием: функционал был перераспределен между городскими властями (горком партии и исполком горсовета) и крымскими республиканскими властями.
В чрезвычайных условиях первого и второго штурма города горком партии возглавил работу по преодолению последствий массированных бомбардировок и обеспечению населения продовольствием и медицинской помощью. Значительный вклад в создание местной военной промышленности внесли республиканские власти.
Третий этап деятельности властей охватывает период с января 1942 г. до окончания обороны города. В январе 1942 г., когда появилась надежда на скорое освобождение всего Крыма и деблокирование Севастополя, в городе происходят очередные изменения в системе управления.
В связи с убытием республиканских властей, роль городского руководства вновь возрастает. Возобновил работу городской комитет обороны, который функционировал параллельно с горкомом партии. Функции данных органов управления, в которые входили одни и те же работники, так и не были до конца разграничены.
Зима и весна 1942 г. отмечены активной работой городских властей в различных сферах, в том числе было возобновлено массовое военное обучение граждан, укреплялась противовоздушная оборона, значительное влияние уделялось организации работы оборонной промышленности.
С мая 1942 г., в связи с поражением советских войск на Керченском полуострове, в Севастополе начинается подготовка к отражению третьего штурма. Новые обстоятельства заставили максимально централизовать гражданское управление: единственным властным центром стал городской комитет обороны, который возглавлял Б.А.Борисов.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что накануне и во время обороны местные органы власти, в первую очередь городской комитет ВКП(б) во главе с Б.А.Борисовым, действовали эффективно, взяв на себя значительный объем работ по созданию тыла Севастопольского оборонительного района.