Журналисты федеральных и петербургских СМИ смогли своими глазами увидеть сложные и трудоемкие процессы реставрации афиш и программок военного времени в ходе пресс-тура в новые реставрационные мастерские СПбИИ РАН, состоявшего 27 апреля 2023 года в преддверии Дня победы. Работа над афишами осуществляется в рамках первого этапа реализации совместного проекта Санкт-Петербургской Академической Филармонии и Санкт-Петербургского института истории РАН «Военная летопись Филармонии».
Через бережные руки реставраторов СПбИИ РАН на первом этапе проекта пройдет 75 афиш и 15 программок. Все они связаны с пребыванием Симфонического оркестра Филармонии под управлением Е.А.Мравинского в Новосибирске. Окончание первого этапа приурочено к празднованию 120-летия прославленного дирижера, и отреставрированные афиши будут представлены на выставке в фойе Большого зала Филармонии в июне. О значимости итогов проекта рассказал заведующий музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской Академической Филармонии им. Д.Д. Шостаковича, кандидат искусствоведения Павел Вячеславович Дмитриев: «Мы можем увидеть всю панораму культурной жизни Новосибирска за целых три года. Причем пребывание заслуженного коллектива в Новосибирске дало импульс для развития всей музыкальной культуры этого города».
На втором и третьем этапах проекта в реставрационных мастерских СПбИИ РАН будут работать и над афишами блокадного периода. «Афиши позволяют реконструировать картину повседневности жизни филармонического оркестра в эвакуации и оркестра Ленинградского радиокомитета во время блокады, дают возможность проследить репертуарную политику, а если говорить шире — в буквальном смысле увидеть роль культуры в тяжелейшее для страны время», – подчеркнула замдиректора СПбИИ РАН, куратор проекта «Военная летопись Филармонии» д.и.н. Юлия Зораховна Кантор.
Как отметила руководитель проекта, к.и.н. Татьяна Анатольевна Базарова, афиши – это расходный материал, который печатался на бумаге не самого лучшего качества, а в условиях военного времени часто использовали и вовсе любую подходящую и доступную бумагу – оберточную, упаковочную, так называемую «сахарную», в которую расфасовывали сахар, и т.п. Поэтому некоторые афиши имеют сохранность даже худшую, чем иные документы, написанные или напечатанные на добротной, дорогой бумаге, произведенной в XVIII веке.
Реставраторы СПбИИ РАН показали и рассказали представителям журналистского сообщества обо всех последовательных этапах реставрации – от предреставрационных исследований (измерении толщины, белизны, кислотности бумаги, стойкость красок к влаге и др.) до длительного выдерживания под прессом.
Художник-реставратор Галина Николаевна Азизова продемонстрировала, как происходит обеспыливание афиш специальным реставрационным пылесосом, механическое удаление пятен и загрязнений специальной стирательной губкой, и объяснила, что это необходимо для дальнейшей более успешной промывки.
Научный сотрудник Елена Михайловна Шепилова буквально «на глазах у изумленной публики» погрузила одну из афиш в огромную ванну с проточной водой. Сверху афиша покрыта специальной защитной сеткой, которая рассеивает и без того довольно слабый напор воды. Это один из способов промывки бумаги, чтобы растворить содержащиеся в ней загрязнения и вымыть продукты окисления, которые сильно влияют на процессы старения и разрушения бумаги. Афиши, находящиеся в руинированном состоянии, промывают на вакуумном столе с использованием современных технологий реставрации, бережно опрыскивая их водой и откачивая продукты старения с помощью отсосного механизма. После промывки одним из двух способов и дальнейшей обработки специальными растворами афиши переносят в реставрационную сушилку.
Художник реставратор I категории Елена Сергеевна Пахалова показала, как она вручную, миллиметр за миллиметром специальным шпателем и валиком исправляет загибы, заломы, трещины на поверхности бумаги, подклеивает и укрепляет основу с помощью натуральных веществ – пшеничного клея и полос тончайшей японской рисовой бумаги. От столь виртуозной работы невозможно оторваться, потому что на глазах происходит чудо – местами сморщенная, с надрывами старая бумага превращается в плотную, красивую и яркую афишу.
В завершении работ афиши подлежат длительному выдерживанию под специальным прессом. Тяжелый огромный пресс легко поддается умелым рукам реставраторов, а вот видеооператорам, попробовавшим ослабить тугой винтовой механизм, это удалось сделать с трудом.
Работы по восстановлению и исследования займут три года, а первая выставка будет виртуальной и откроется уже к предстоящему Дню Победы на сайте Филармонии.