Проект «Факультет Общественных наук» направлен на мотивирование учащихся средней школы к более глубокой подготовке по гуманитарным дисциплинам и поступлению в профильные учебные заведения. Отдельное соглашение гимназий (ГБОУ гимназия №67, ГБОУ гимназия № 70 и ГБОУ гимназия № 85 Петроградского района ) и СПбИИ РАН — первый в своем роде опыт взаимодействия академического учреждения и средних школ — открывает возможность проводить практические занятия в архиве (основу которого составляют уникальные документы собрания академика Н.П.Лихачева), познакомить старшеклассников с различными направлениями исторической науки и обучить основам работы с документами, формировать эвристические навыки при анализе письменных источников.
Для гимназистов, пришедших на церемонию подписания Соглашения, было организовано ознакомительное практическое, занятие: экскурсия по зданию СПбИИ РАН — Дому академика Н.П.Лихачева. Об истории коллекций и архива акад. Лихачева рассказала ведущий архивист Научно-исторического архива СПбИИ РАН Наталья Александровна Агеева. Кроме того, юные гости смогли увидеть, как реставрируют документы, какие используются для этого технологии: этими знаниями поделились старший художник-реставратор Елена Сергеевна Пахалова и младший научный сотрудник Юлия Павловна Баскакова. По отзывам самих ребят, для них явилось полной неожиданностью, что в реставрации органично сочетаются как самые современные технологии, так и «бабушкины методы», проверенные временем и, безусловно, надежные.
А в читальном зале архива СПбИИ РАН занятие провел старший научный сотрудник Никита Викторович Башнин, познакомивший детей с особенностями исследовательской работы при изучении памятников письменности. Он поделился с ними некоторыми профессиональными секретами, объяснив, с чего следует начинать анализ исторического источника и как важны для научного изучения детали.
Как предполагается, в дальнейшем в рамках программы, детали которой ныне разрабатываются, сотрудники института будут читать лекции и проводить практические занятия с учащимися по исторической тематике, а также курировать их самостоятельную исследовательскую деятельность.