
Институт всеобщей истории РАН и Санкт-Петербургский институт истории РАН 10 и 11 сентября 2025 г. совместно организовали международную научную конференцию «Женщины и власть, женщины во власти: женский патронат в Средневековье и раннее Новое время».
Проблематика формирования и развития системы патроната в Средневековье и Раннее Новое время традиционно привлекала внимание историков. Вместе с тем, акцент в исследованиях долгое время делался на мужские общества и выстраивание брачных отношений между влиятельными домами России и Европы. Это не позволяло определить роль конкретных акторов, в первую очередь из числа женщин, в создании разветвленных сетей личных связей и патрон-клиентских отношений.
В ходе работы конференции более 20 специалистов по истории женского вопроса в России, Европе и Америке осветили такие актуальные темы как женские родовые роли, поэтика и политика женского влияния и брачных стратегий, особенности и границы допустимого в женской власти и церковном и культурном патронате и др.
От СПбИИ РАН с докладами выступили сотрудники отдела всеобщий истории – заведующий отделом, в.н.с. В.В.Шишкин, н.с. А.В.Калюта и н.с. В.С.Стефаненко.
Выступление В.В.Шишкина было посвящено раскрытию круга корреспондентов французской королевы Марии Медичи, на основе анализа переписки Марии Медичи из Российской национальной библиотеки и Научно-исторического архива СПбИИ РАН. Петербургская корреспонденция позволяет понять широкий европейский круг ее личных и официальных связей королевы, которая, несомненно, не была простым статистом в решении государственных дел периода своего регентства и правления, исполняя роль медиатора и покровителя в международных отношениях, устроительницы выгодных брачных комбинаций, от чего, несомненно, зависело внутреннее спокойствие Франции и невмешательство в ее дела третьих стран.
В своем докладе А.В.Калюта рассмотрела политическое влияние и разностороннюю деятельность доньи Исабель де Моктесума, дочери последнего доиспанского правителя ацтеков Мотекусомы Шокойоцина, пережившей испанское завоевание и признанной испанской короной его основной наследницей. Докладчик отметила, что местной аборигенной знатью донья Исабель рассматривалась как главная и законная наследница Мотекусомы, что в годы испанского завоевания нашло отражение в ее последовательных браках с приемниками Мотекусомы на троне Теночтитлана; сначала с братом ее отца Куитлауаком, а затем с его племянником Куаутемоком. Уже после испанского завоевания в самом начале 1530-х годов представители местной знати предлагали донье Исабель стать правительницей ацтеков с согласия колониальных властей, поскольку в Новой Испании действовал принцип непрямого управления и индейские народы по-прежнему управлялись собственными правителями при условии признания верховной власти испанской короны и ее представителя в колонии Королевской Аудиенсии, выполнявшей судебные и административные функции. В качестве крупной землевладелицы донья Исабель де Моктесума оказывала покровительство монашеским орденам францисканцев и августинцев, делая им щедрые пожертвования и помогая строить церкви, часовни и монастыри на ее землях. Как ревностная католичка, она играла также важную роль в насаждение христианства среди индейских женщин своего окружения.
В.С.Стефаненко осветила в своем докладе аспекты патронажа регентши Франции (1483-1491 гг.) Анны Французской, мадам де Божё через выстраивание клиентских связей и сетей информаторов. На примере писем к регентше из Российской национальной библиотеки от знатных дам ее времени, таких как Агнесса Бургундская, Маргарита Австрийская, Бьянка-Мария, герцогиня Савойская и др., а также корреспонденции из Национальной библиотеки Франции, в докладе была продемонстрирована роль Анны Французской как патрона и одной из самых влиятельных женских фигур во Франции конца XV – середины XVI века. Поскольку по происхождению мадам де Боже была первой принцессой крови, ее политика и патронаж были направлены, прежде всего, на служение интересам королевства и поддержанию авторитета монарха. Опираясь на ее политический опыт, следующее поколение женщин во власти, воспитанных в традициях Анны Французской, наполнило политические практики патронажа новым содержанием и гораздо активнее использовало свой высокий статус для укрепления собственного авторитета.