В связи недавней передачей иконы Андрея Рублева «Святая Троица» Русской Православной Церкви, взбудоражившей широкую общественность, сообщество исследователей, хранителей и ценителей средневекового художественного наследия столкнулось с целым комплексом проблем, требующих профессионального обсуждения, а также оповещения широкой общественности о его результатах,
Какое место занимает рублёвский образ Троицы в российской и мировой культуре? Насколько полно сохранилась авторская живопись иконы? Как сохранить самую известную русскую икону для следующих поколений? Кто и в каких условиях должен осуществлять ее консервацию? Где должна храниться икона Троицы, как сделать ее доступной для исследователей и максимально широкого круга зрителей? Каким должен быть юридический статус памятника? В каком состоянии сейчас находятся другие произведения Андрея Рублёва и мастеров его круга?
Эти и другие вопросы обсуждались на круглом «“Святая Троица„» Андрея Рублёва: проблемы консервации и экспонирования» столе 21 июля 2023 года, организованном Государственным институтом искусствознания и Комиссией по культуре древней и средневековой Руси Научного совета «История мировой культуры» РАН. В организации и работе круглого стола активное участие принял директор СПбИИ РАН, чл.-корр. РАН А.В.Сиренов.
На круглом столе выступили с сообщениями ведущие специалисты в области мировой и отечественной истории, культуры и искусства.
Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, обозначил несколько общемировых процессов, с которыми сталкивается музейное сообщество при хранении и экспонировании памятников сакрального значения, а также отметил с удивлением, что «с ракой Александра Невского мы действовали по определенному протоколу, и не совсем понятно, почему в случае с Троицей такого протокола не было, это вызвало какой-то сбой, что привело к разным скандалам, срывам и т.д. В нашем случае было письмо патриарха министру культуры, и от министра культуры было письмо в Эрмитаж с двумя вопросами – какие условия необходимы для сохранности, и согласен ли Эрмитаж передать на долгое временное хранение раку. Очень скрупулезно был прописан договор, сейчас мы ведем мониторинг тех условий, где будет размещаться рака, различные инженерные исследования, составление техзадания по исправлению условий, которые там есть, в общем, исходим из логики, что это наш экспонат, и мы его экспонируем в Александро-Невской лавре, как какие-то другие наши экспонаты экспонируются в других местах». Михаил Борисович также подчеркнул, что выражение «требование музея» – это не требования музея как такового, а требования сохранности, гарантирующие выживание памятника.
Участники круглого стола отмечали путаницу в терминологии, которая наблюдается в различных информационных сообщениях, что создает определенный диссонанс в понимании ситуации.
Алексей Владимирович Сиренов также предложил придерживаться точных формулировок и обозначить два важных вопроса:
«Первое. Что будет с этим шедевром в будущем – через 10, 50, 100 лет? Т.е. нас должно беспокоить не только ее состояние сегодня, но мы должны обеспечить ее существование в будущем. И вот эта нацеленность общества на будущее – это залог здоровья и культуры, и общества. Мне кажется, что надо доводить до общества, в том числе через СМИ, что мы сейчас заботимся о том, что будет с этим памятником через десятилетия, чтобы наши потомки получили его примерно в том состоянии, в котором его получили мы.
И второе, о чем бы мне хотелось сказать, это будущее место пребывания Троицы. Сейчас речь идет о том, чтобы она вернулась на свое историческое место в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Но если говорить о ее бытовании и почитании там, в лавре, то это все-таки не должен быть Троицкий собор, а какое-то специальное отдельное помещение, где были бы соблюдены все условия, необходимые для этого памятника. Это еще больше подчеркнет значение иконы Андрея Рублева. И подобный положительный опыт существует в мировой музейной и религиозной практике».
С сообщениями также выступили представители Государственной Третьяковской галереи – о некоторых деталях договора о передаче иконы (полностью текст договора не опубликован и не выложен в широкий доступ для ознакомления), о состоянии памятника, об условиях пребывания и доступности для специалистов во время нахождения иконы в Храме Христа Спасителя.
По итогам круглого стола будет составлено резюме.