«Тишина подчеркивает звуки замерзшей обуви по тротуару» — один из ключевых параметров исторической самоидентификации ленинградцев обсудили 26 и 27 января 2024 года на Всероссийской конференции «Звуки блокадного города», посвященной 80-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Звуковому ландшафту городов во время войны посвящено не так много исследований, однако они являются материалом для воссоздания военной повседневности и ее кульминационных событий. Итоги прошедшей конференции открывают широкие возможности для выработки методологии и проведения интересных исследований в изучении этой грани истории блокады Ленинграда.
Конференция прошла в рамках историко-реставрационного проекта «Военная летопись филармонии», который реализуется Санкт-Петербургским институтом истории РАН совместно с Санкт-Петербургской академической филармонией им. Д.Д.Шостаковича. В конференции приняли участие сотрудники СПбИИ РАН д.и.н. Ю.З.Кантор, д.и.н. В.Л.Пянкевич, д.и.н. Е.К.Пиотровская, к.и.н. Д.Ю.Асташкин, к.и.н. Ю.И.Мошник.
26 января доклады прозвучали в Зале заседаний СПбИИ РАН и в Читальном зале НИА СПбИИ РАН. Они были посвящены акустическому пространству города, звукам, раздававшимся на его улицах, и тишине, которая иногда «звучала» красноречивей самых громких обстрелов, бомбежек и сирен. Почти в каждом выступлении был отмечен тот факт, что с началом войны жители города стали воспринимать действительность по звуку. В дневниках все чаще появляются такие выражения как «а вы слышали объявление по радио», «слезы звучат», «первая воздушная тревога длилась 30 минут» и т.п. Жители развивали умение различать шум своих самолетов от вражеских, канонаду орудий Красной Армии от гитлеровской, что нередко играло решающую роль для сохранении жизни – «на большой высоте жужжит». И в тоже время разрушительные ассоциации, связанные с войной, заставляли с особой остротой взглянуть на красоту города.
Реакция на громыхающие взрывы артобстрелов и авиаударов со временем притуплялась, хотя привыкнуть к ним было невозможно. Им на смену приходила тишина, переносить которую порой было невыносимо. Тишина тоже «звучала», и иногда реакция на нее была даже более эмоциональной – «звук постоянно капающих капель раздражает», «тишина подчеркивала звук замершей обуви по тротуару», «слушали радио, пытаясь заглушить тишину»…
Трем главным звуковым символам блокадного города, к которым прочно присоединилось его имя – Ленинградский метроном, Ленинградская симфония и Ленинградское радио – было посвящено несколько докладов.
Во второй день конференции, который прошел 27 января в Бетховеновском фойе Большого зала Филармонии, обсуждали музыку блокадного города – от подготовки и исполнения Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича до репертуара концертов в театрах блокадного города, от музыки садов и парков до музыки памятных и праздничных дней советского календаря, от подвижнической деятельности сотрудников Публичной библиотеки им.Салтыкова-Щедрина, скрупулезно собиравших образцы всей полиграфической продукции, выходившей в блокадном городе (афиши, плакаты, объявления, призывы), до судьбы и творчества композиторов, оставшихся внутри блокадного кольца.
В конце научной части конференции заведующий Музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича П.В.Дмитриев провел экскурсию по выставке материалов из собрания Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской филармонии, посвященной 80-летию со дня полного снятия блокады Ленинграда. Участники и гости увидели афиши блокадных концертов, отреставрированные в рамках проекта «Военная летопись Филармонии».
После экскурсии состоялась презентация новой книги д.и.н. Ю.З.Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти».
В завершении конференции участники были приглашены дирекцией Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостакович на концерт, посвященный Дню снятия блокады, во время которого прозвучала Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.