8 августа — Всемирный день кошек.
Всемирный день кошек — еще молодой праздник. Он появился в календаре двадцать лет назад, в 2002 г., по инициативе международного фонда по защите животных Animal Welfare. Основной целью было привлечение внимания людей в различных странах к проблемам бездомных животных.
На Руси первые кошки появились за несколько веков до распространения христианства. Согласно легенде, их привезли зарубежные мореплаватели. Долгое время кошки были невероятной редкостью, их ценили и оберегали. Из всех животных только кошкам разрешалось заходить в храм. Котов и кошек нередко держали при монастырях. Отважные пушистики самоотверженно защищали от грызунов запасы монастырского зерна и другие продукты. В сборнике законов «Митрополичье правосудие» (XIV–XV вв.) указано, что за кражу кошки требовалось уплатить 3 гривны, как за собаку или вола. За корову тогда просили почти в четыре раза меньше — 40 кун. Отдельная статья предусматривала наказание за гибель животного — «Аще кто собаку убьет ли кошку, вины гривна, а собаку в собаки место, а кошка в кошки место». Со временем кошки перестали быть диковинкой и обитали уже не только в царском дворце, боярских домах или монастырях. Покупку кошки мог позволить себе и простой крестьянин. В документах XVI–XVII вв. эти домашние животные упоминаются крайне редко. Историки даже полагали, что в крестьянских домах кошки появились не ранее конца XVIII в. Представленный на виртуальной выставке документ позволит поколебать данное мнение.
В коллекции В.О.Ключевского (колл. 169) сохранился фрагмент дела (1678 г.), касающийся расследования гибели черного кота. В документе упоминается, что крестьянин Стенька Семенов приобрел кота за алтын (корова в то время уже стоила гораздо дороже — один рубль). Однако получить его не успел. Продавец Андрюшка Федотов, отправляясь на охоту, с непонятной целью прихватил с собой и несчастное животное. В лесу черного кота при неизвестных обстоятельствах «задавили» собаки.
***
1678 г., января 13. — Фрагмент дела об обстоятельствах покупки и гибели черного кота.
186-го генваря в 13 день патриарша домоваго Воскресенского монастыря архимандриту Сергию з братьею сказал в допросе деревни Климова Стенка Семенов: купил-де я черново ободраново кота деревни Остинского у Андрюшки Федорова зачисто, а дал-де я за тово кота алтын.
И против ево Стенкины скаски деревни Остинского Андрюшка Федоров в допр<осе> сказал: тово-де черново кота ему, Стенке, продал. А ходил-де я в лесе за белками, и тово-де кота задавили собаки. А товарыщев со мною в лесе было деревни Серовы Васка да Гаврилко Стефановы.
И в том им, Гаврилку Иванову да Стенке Пантелееву, дана очная ставка. А на очной ставке он, Стенка Пантелоев, за детей своих винился и цену ему, Гаврилку, за тово кота ялся платить.
На нижнем поле и обороте: К сей очной ставке слушка Аврамко Федоров вместо исца Гаврила Иванова и ответчика Стефана Пантелеева по их велению руку приложил.
Архив СПбИИ РАН. Колл. 169. Оп. 1. Д. 216. Сст. 1.
Выставку подготовила Т.А. Базарова
© При перепечатке или использовании материалов виртуальной выставки указание в качестве источника информации Санкт-Петербургский институт истории РАН и авторство составителя материала обязательно.