Традиция хранения и научной реставрации документов и традиция изучения блокады Ленинграда – две составляющие, которые легли в основу совместного историко-реставрационного проекта Санкт-Петербургской Филармонии и СПбИИ РАН «Военная летопись Филармонии». Начало проекта приурочено к 80-летию прорыва блокадного кольца. О планах и ожидаемых результатах его реализации было объявлено в ходе пресс-конференции 17 января 2023 года в Большом зале Филармонии.
17 января 2023 года Санкт-Петербургский институт истории РАН и Санкт-Петербургская Академическая Филармония им. Д.Д. Шостаковича подписали договор о реализации совместного историко-реставрационного проекта «Военная летопись Филармонии» в 2023-2025 годах. О планах и ожидаемых результатах его реализации рассказали в ходе пресс-конференции 17 января 2023 года в Бетховенском фойе Большого зала Филармонии директор Филармонии И.С.Черкасов, директор СПбИИ РАН А.В.Сиренов, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской Филармонии П.В.Дмитриев и заместитель директора СПбИИ РАН Ю.З.Кантор. Начало проекта приурочено к 80-летию прорыва блокады Ленинграда.
В ходе проекта впервые будут отреставрированы афиши, программы и рукописные материалы военного времени. Научная реставрация будет осуществлена специалистами Научно-исторического архива СПбИИ РАН, имеющими большой опыт исследования, реставрации, консервации и восстановления памятников письменности различных эпох на бумажных носителях. Проект будет реализован при поддержке генерального спонсора Филармонии ПАО «НК «Роснефть».
Музыкальная библиотека Филармонии в начале 2000-х уже имела «разовый» опыт обращения к реставраторам из СПбИИ РАН и, по словам заведующего библиотекой, кандидата искусствоведения П.В. Дмитриева, «нам помогли привести в порядок некоторые рукописные документы, и это был хоть и небольшой, но блестящий опыт сотрудничества». Павел Вячеславович также отметил, что идея реставрации документов военного периода возникла во время реализации проекта «Партитура памяти. К 80-летию исполнения Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича в Ленинграде», автором и куратором которого была Ю.З.Кантор. Всего планируется отреставрировать более семисот афиш, около ста программок, «Блокадную книгу Филармонии», в которой зафиксированы все концерты блокадного периода, а также некоторые рукописные материалы.
«Документы, памятники культуры, как люди – с возрастом появляются свои проблемы, особенности. Если мы что-то не изучим, это будет не так страшно, придут наши последователи. Но если мы не сохраним то, что получили от своих предшественников, этого потомки уже не увидят. Поэтому в СПбИИ РАН наряду с изучением документов и источников есть традиция их сохранения и научной реставрации. Вторая традиция, о которой мне бы хотелось сказать, это традиция изучения блокады, которая в нашем институте всегда была сильна и развивалась с послевоенного времени», — сказал в своем выступлении директор СПбИИ РАН, чл.-корр. РАН Алексей Владимирович Сиренов.
В военное время Филармония не только не прекратила свою работу, но увеличила объем концертной деятельности. Эта эпоха представлена в Музыкальной библиотеке Филармонии различными документами, обладающими уникальной ценностью. Проект предусматривает их изучение, введение в научный оборот, публикацию результатов исследований, и, как подчеркнул директор Санкт-Петербургской Филармонии Илья Сергеевич Черкасов, «введение в культурный оборот памятников мужества, стойкости, удивительной творческой энергии, направленной из военного времени к нам».
Заместитель директора СПбИИ РАН, д.и.н. Юлия Зораховна Кантор рассказала о такой важной составляющей проекта как проведение научных мероприятий. В январе 2024 года, к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда, Филармония и СПбИИ РАН организуют конференцию, посвященную звуковому образу города военной поры, а в декабре 2024 года – конференцию, посвященную анализу восстановления и реставрации памятников письменности на бумажных носителях в ХХ в. Она также подчеркнула, что решение Филармонии отреставрировать колоссальную коллекцию афиш — «очень сильная позиция, имеющая хорошие исторические ассоциации не только в XX веке, но и в XIX и даже в XVIII веках, когда в не самое простое для страны время реализуются важные культурные проекты. Это, безусловно, сильная позиция, не только творческая, но и общественная».