«Государственная грамота» — совместный проект Санкт-Петербургского Института истории РАН и телеканала Совета Федерации «Вместе РФ».
Постановление номер 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» было подписано 8 июля 1974 года Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым и Председателем Совета министров СССР А.Н.Косыгиным. Можно считать этот проект одной из главных побед советской идеологии и оказался ли он успешным экономически? Об этом в фильме «Стройка века» цикла «Государственная грамота. Законы советской страны» рассказывает к.и.н. А.И.Богомолов.
А.И.Богомолов
Символическая сторона БАМа наверно самая светлая ее сторона… Это бы последний успешный всплеск советского проекта.
Выбрали вариант наиболее дешевый, тот, по которому проложили Транссибирскую магистраль — Транссиб. В 1931-1932 годах этим занимался первоначально Наркомат путей сообщения. Очень быстро уперся в ту же проблему, что и Российская империя, — нет дорого, нет логистики, нет техники, очень мало рабочих рук… Тогда перешли к запасному варианту и с 1932 года начинает действовать так называемый БАМЛаг…
Всерьез к строительству БАМа вернулись лишь в брежневские времена. И тут Советский Союз, наверно, был пионером. Он сумел сработать вне экономической стимуляции. На моральной стимуляции. Строительство БАМа стало витриной советского государства.
Эфир 29 декабря 2022 года.