
5 апреля завершила работу зимняя школа «Актуальные проблемы истории и источниковедения России, Западной Европы и США», организованная в Санкт-Петербургском институте истории РАН для студентов-историков из Петрозаводского и Тверского университетов.
Научно-образовательное мероприятие состоялось на прошлой неделе, с 31 марта по 5 апреля, в рамках соглашения о сотрудничестве между Петрозаводским государственным университетом, Тверским государственным университетом и Санкт-Петербургским институтом истории РАН. Студенты занимались в историческом здании — Доме Лихачева, в котором находится СПбИИ РАН.
Петрозаводским и тверским студентам посчастливилось послушать лекции по наиболее актуальным проблемам современной исторической науки, которые прочитали для них учёные-исследователи одного из главных академических центров России. В частности, д.и.н. В.Г. Вовина, заместитель директора СПбИИ РАН по научному сотрудничеству, поделилась со слушателями спорными вопросами в изучении отечественных летописей. Д.и.н. И.В. Лукоянов, заместитель директора СПбИИ РАН по научной работе, прочитал три лекции, посвящённые происхождению и судьбам русского парламентаризма начала XX века, основным проблемам внешней политики Российской империи второй половины XIX — начала XX века и отражению в источниках и историографии Февральской революции 1917 г. Д.и.н. Т.В. Андреева посвятила лекцию взаимоотношениям власти и общества в России первой половины XIX века. Д.и.н. П.В. Седов рассказал студентам о достижениях современной историографии в изучении церковной реформы Никона и её значении в истории России XVII века. С к.и.н. А.А. Вовиным, старшим научным сотрудником отдела источниковедения, студенты увлечённо обсуждали проблемы изучения истории Древней Руси, причём лектор убедительно доказал, что наиболее актуальным на современном этапе развития отечественной историографии является источниковедение, поскольку целый ряд устоявшихся в науке оценок и мнений совершенно недостаточно документально подтверждены, и поэтому являются остродискуссионными.
Надо отметить, что все лекции, прочитанные студентам учёными-историками в рамках зимней школы, отличались заострённостью поставленных задач. Лекторы исходили из того, что обращаются к подготовленной аудитории, и поэтому главное внимание уделялось таким историческим сюжетам, общепринятые трактовки которых являются либо спорными, либо недостаточно ясными, либо даже неверными. При этом лекторы активно вовлекали слушателей в дискуссию. Каждый из них начинал с того, что предлагал студентам задавать вопросы прямо по ходу лекции и выражал готовность отвечать на них сразу, отвлекаясь от запланированного изложения. Сами лекторы тоже задавали уточняющие вопросы студентам с тем, чтобы заострить их внимание на точечном обсуждении той или иной проблемы.
Не стала исключением и лекция к.и.н. К.А. Болдовского, заведующего лабораторией «История блокады Ленинграда», посвящённая деятельности ленинградской партийной организации в период Великой отечественной войны и сразу после её завершения, закончившейся так называемым «ленинградским делом».
Сюжеты американской истории нашли отражение в лекциях сотрудников отдела всеобщей истории СПбИИ РАН к.и.н. С.А. Исаева и к.и.н. А.В. Калюты. В то время как первая из них была посвящена теме формирования конституции США, вторая оказалась сосредоточенной на одном из сюжетов завоевания американского континента европейцами-конкистадорами. А.В. Калюта с необыкновенным воодушевлением посвятила слушателей в перипетии полной свершений и предательств личной биографии Эрнана Кортеса. Отметим, что лектор является одним из очень немногих лиц в современном мире, кто может изучать документы интересующей её эпохи на ацтекском языке.
Особое внимание стоит заострить на той части образовательной программы, которая была посвящена практическим занятиям. Семинар, проведённый младшим научным сотрудником отдела источниковедения И.М. Басовым на тему «Палеография актов Великого княжества Литовского» надолго запомнится студентам и, хотелось бы надеяться, вдохновит их на выстраивание собственных жизненных приоритетов. Не меньшее впечатление произвели лекции-экскурсии, талантливо проведённые старшими научными сотрудниками отдела источниковедения к.и.н. А.В. Чирковой и к.и.н. М.Е. Проскуряковой, главным хранителем западноевропейской и ответственным хранителем русской (соответственно) секций архива СПбИИ РАН. Будучи традиционными занятиями, организуемыми для петрозаводских студентов во время каждой из палеографических практик, на этот раз они состоялись в недавно учреждённом в институте Палеографическом кабинете Н.П. Лихачёва и были посвящены демонстрации наиболее ярких и значимых документальных памятников, приобретённых в своё время Николаем Петровичем Лихачёвым — известнейшим российским учёным-исследователем и учёным-коллекционером (1862—1936), в историческом особняке которого по адресу Петрозаводская улица, д. 7, находится ныне Санкт-Петербургский институт истории РАН.
Все участники научно-образовательного мероприятия — петрозаводские и тверские студенты, так же как его руководители-координаторы Т.Г. Леонтьева (ТвГУ) и И.А. Чернякова (ПетрГУ) благодарят Марию Евгеньевну Проскурякову, выпускницу ПетрГУ, в прошлом лаборанта и соискателя в ИЛЛМИК, ныне — старшего научного сотрудника СПбИИ РАН, за тщательность и продуманность организации состоявшейся зимней школы.
* Материал цитируется с сайта Петрозаводского государственного университета.
Автор статьи и фото:
И.А. Чернякова
доцент кафедры зарубежной истории ИИПСН,
руководитель-координатор зимней школы в СПбИИ РАН